Понедельник, 29.04.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №10

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Открытые уроки » Биология

интегрированный урок по биологии и географии
[ Скачать с сервера (5.18 Mb) ] 18.10.2014, 10:37

 

КВ(С)ОШ № 10

 Старикова В.С.

Грушенкова Т.С.

Интегрированный урок по биологии и географии  10 А класс

Программа базового уровня по биологии  5-11классы: И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко -М.: Вентана-Граф, 2014

Учебник  Биология 10 класс: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. ,

п.16 стр76-78

Тема: Особенности биогеоценотического уровня организации живой природы

Цель:  изучить особенности биогеоценотического уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле;

Задачи:

  1. Формировать понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень.  природные комплексы, природные зоны.
  2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение на основании понимания единства и взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
  3. Развивать умения и навыки: выявлять и анализировать важнейшие процессы и  причинно-следственные связи, происходящие на биогеноценотическом уровне жизни, взаимосвязи организмов и окружающей среды;

метапредметные компетентности: использование ИКТ, работа с разными источниками информации, преобразование  информации, ее обобщение, выделение главного,

  работа со схемами, установление правильности высказанных суждений и последовательности  объектов и явлений; слушать и сравнивать, аргуметировать, делать выводы, создавать   и защищать презентации.

 

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков

 

Оборудование:  презентации, задания на карточках для каждого стола, бланки для ответов, таблички с названиями столов, источники дополнительной литературы, фломастеры, клей, листы формата А-3, географические атласы.

 

 

Ход урока:

Структура урока

Методы и методические приемы

1.    Мотивация изучения новых знаний, умений и навыков

Слайд №1(виды биогеоценозов)

- Скажите какие уровни организации жизни вы знаете?

 

 - Что изображено на этом слайде, предположите о каком уровне жизни пойдет речь на сегодня на уроке

 

Проблемный метод

 

  1. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, какие оболочки Земли вы знаете?

 (отвечают) Слайд № 5

- Как называется оболочка, населенная живыми организмами?

- А на какие природные зоны делится географическая оболочка Земли?

-  Мы с вами знаем, что глобальным уровнем организации жизни на Земле является БИОСФЕРА, и знаем что на уровне этой системы осуществляется непрерывная связь  живого вещества с неживой природой.  Слайд № 6

  В этом процессе значимым структурным компонентом биосферы являются БИОГЕОЦЕНОЗЫ.

 

  1. Объявление темы урока, постановка задач

Слайд №2

Задачи  нашего урока:  

1)      Познакомиться с особенностью строения биогеоценоза, изучить понятия: биотоп, природные комплексы, биоценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень;

2)      Повторить природные зоны земли.

3) Научиться выявлять причинно-следственные связи, происходящие на биогеноценотическом уровне жизни

Словесно-наглядный

Фронтальная беседа

Проблемный метод

 

  1. Изучение нового материала

- Условно каждый биогеоценоз можно разделить на две структурные части. Кто может выделить эти части?

 Основными структурными компонентами любого биогеоценоза являются

БИОТОП и БИОЦЕНОЗ. Слайд 10,11

      Давайте посмотрим определение на стр. 77 учебники по биологии.

( Имя) прочитай нам вслух. (Учитель повторяет)

 

Учение о биогеценозе было создано нашим соотечетвенником академиком В.Н. Сукачевым в 1942г. Он доказал, что биогеценоз является функциональной единицей живой природы. Слайд № 12 (о Сукачеве)

- Структура любого биогеоценоза подразделяется на 4 компонента ( Слайд № 27  (структура биогеоценоза)

- Биоегеоценозы бывают 3 уровней ( микро-, мега, макро- Слайд № 13)

- А все живые организмы, населяющие биогеценоз делятся на 3 группы (Слайд № 28)

Задание №1 слайды 14-25

 А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с биогеоценозами: пустыня,  тропики, арктика  более подробнее и составить презентацию используя материал учебников и дополнительной литературы согласно плану:

1.      Название биогеоценоза

2.      Местоположение

3.      Комплекс  условий неживой природы (биотоп)

4.      Зооценоз

5.       Фитоценоз

6.      Процессы, характеризующие  биогеоценоз стр 77

Подведение итога:

-А теперь давайте сформулируем понятие биогеоценоз  (Слайд № 26) формулировка)

 

- какова структура биогеоценоза? (Слайд № 27)

 

 

 

 

Мозговой штурм

 

Работа с учебником и дополнительными источниками

ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность

15 мин

Защита проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, формулировка выводов, фронтальная беседа

  1. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

Все живые организмы, как вы знаете, делятся на 3 функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. (Вспоминаем определения вместе). Слайд 28,29

Задание №2

Из перечня живых организмов вберите: стол 1- консументов, стол 2-редуцентов стол 3 – продуцентов ( проверка Слайд № 30)

 

Дождевой червь, заяц, ламинария, инфузория туфелька, мукор, жук навозник, герань, подосиновик, сфагнум

 

 

  Итак, какие взаимоотношения бывают между организмами в биогеоценозе? ( Ответ: пищевые)

 

   Пищевые связи бывают 2 видов: ( слайд 32)

-пастбищные(или цепи выедания)-начинаются с растительных организмов

 

- детридные(цепи разложения) – начинаются с мертвых организмов

 

Посмотрите на слайды( № 33) попробуйте определить  где какой вид цепи.

А теперь давайте дадим определение (см. учебник стр. 81)

 

Задание 3.

Постойте из перечисленных организмов цепь питания, определите лишний, укажите консументов 2-го порядка:

 Карточка №1:  воробей, блоха, кошка, пшеница, волк

Карточка №2 : дождевой червь, кошка, лиса, перегной, синица

Карточка №3:  береза, белка, заяц, блоха, волк

Слайд № 31

Сложные пищевые связи между видами создают единую сеть питания, которая соединяет все население биогеоценоза.

 В пищевой цепи различают уровни, их называют  трофическими, они соответственно бывают 1-го уровня, 2-го уровня …

Передача живого вещества с одного уровня на другой сопровождается потерями вещества и энергии. Эта закономерность получила правило экологической пирамиды .(Слайд № 34)

 

 Задание 4.

Определит массу:

№1 капусты, трав,  необходимую чтобы вырос волк массой 80 кг

№2  планктона, чтобы вырос белый  медведь массой 700кг

№ 3 зерна, чтобы вырос сокол массой 3 кг

Проверка Слайд № 35

 

Задание 5.

На Гавайских островах в 1979 г. Было представлено 22 вида млекопитающих, около 160 видов птиц, 1300 видов насекомых и свыше 2000 видов цветковых растений. Однако теперь 70% видов местной флоры островов находится на грани исчезновения, вымерло 22 вида птиц и множество видов других организмов.

     Что стало причиной столь печальных  событий? Слайд № 37

 

Самостоятельная работа в группах

 

Словесно-наглядный

 

Проблемный метод

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный метод

 

 

 

 

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

 

- Итак, мы с вами познакомились с новым уровнем организации жизни. Он называется …

- Любой биогеоценоз состоит из 4 компонентов …

-Учение и биогеоценозе было создано нашим соотечественником ….

- Основу всех отношений в биогеоценозе составляют …

- Все живые организмы подразделяются на 3 функциональные группы…

- Потери вещества и энергии характеризуются правилом …

Таким образом, можно сделать ВЫВОД, что особенностью биогеоценотического уровня жизни  является..о (см. учебник стр. 77 Слайд № 38 )

 

Значение биогеоценотического уровня жизни - использование многообразия возможностей сред жизни в создании благоприятных условий развития и процветания организмов. (слайд 39)

 

Выставление оценок(комментарии)

 

 

 

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

Категория: Биология | Добавил: tan
Просмотров: 1045 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz