КВ(С)ОШ № 10
Старикова В.С.
Грушенкова Т.С.
Интегрированный урок по биологии и географии 10 А класс
Программа базового уровня по биологии 5-11классы: И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко -М.: Вентана-Граф, 2014
Учебник Биология 10 класс: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. ,
п.16 стр76-78
Тема: Особенности биогеоценотического уровня организации живой природы
Цель: изучить особенности биогеоценотического уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле;
Задачи:
- Формировать понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень. природные комплексы, природные зоны.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение на основании понимания единства и взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
- Развивать умения и навыки: выявлять и анализировать важнейшие процессы и причинно-следственные связи, происходящие на биогеноценотическом уровне жизни, взаимосвязи организмов и окружающей среды;
метапредметные компетентности: использование ИКТ, работа с разными источниками информации, преобразование информации, ее обобщение, выделение главного,
работа со схемами, установление правильности высказанных суждений и последовательности объектов и явлений; слушать и сравнивать, аргуметировать, делать выводы, создавать и защищать презентации.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков
Оборудование: презентации, задания на карточках для каждого стола, бланки для ответов, таблички с названиями столов, источники дополнительной литературы, фломастеры, клей, листы формата А-3, географические атласы.
Ход урока:
Структура урока
|
Методы и методические приемы
|
1. Мотивация изучения новых знаний, умений и навыков
Слайд №1(виды биогеоценозов)
- Скажите какие уровни организации жизни вы знаете?
- Что изображено на этом слайде, предположите о каком уровне жизни пойдет речь на сегодня на уроке
|
Проблемный метод
|
- Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, какие оболочки Земли вы знаете?
(отвечают) Слайд № 5
- Как называется оболочка, населенная живыми организмами?
- А на какие природные зоны делится географическая оболочка Земли?
- Мы с вами знаем, что глобальным уровнем организации жизни на Земле является БИОСФЕРА, и знаем что на уровне этой системы осуществляется непрерывная связь живого вещества с неживой природой. Слайд № 6
В этом процессе значимым структурным компонентом биосферы являются БИОГЕОЦЕНОЗЫ.
- Объявление темы урока, постановка задач
Слайд №2
Задачи нашего урока:
1) Познакомиться с особенностью строения биогеоценоза, изучить понятия: биотоп, природные комплексы, биоценоз, продуценты, консументы, редуценты, пищевая цепь, трофический уровень;
2) Повторить природные зоны земли.
3) Научиться выявлять причинно-следственные связи, происходящие на биогеноценотическом уровне жизни
|
Словесно-наглядный
Фронтальная беседа
Проблемный метод
|
- Изучение нового материала
- Условно каждый биогеоценоз можно разделить на две структурные части. Кто может выделить эти части?
Основными структурными компонентами любого биогеоценоза являются
БИОТОП и БИОЦЕНОЗ. Слайд 10,11
Давайте посмотрим определение на стр. 77 учебники по биологии.
( Имя) прочитай нам вслух. (Учитель повторяет)
Учение о биогеценозе было создано нашим соотечетвенником академиком В.Н. Сукачевым в 1942г. Он доказал, что биогеценоз является функциональной единицей живой природы. Слайд № 12 (о Сукачеве)
- Структура любого биогеоценоза подразделяется на 4 компонента ( Слайд № 27 (структура биогеоценоза)
- Биоегеоценозы бывают 3 уровней ( микро-, мега, макро- Слайд № 13)
- А все живые организмы, населяющие биогеценоз делятся на 3 группы (Слайд № 28)
Задание №1 слайды 14-25
А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с биогеоценозами: пустыня, тропики, арктика более подробнее и составить презентацию используя материал учебников и дополнительной литературы согласно плану:
1. Название биогеоценоза
2. Местоположение
3. Комплекс условий неживой природы (биотоп)
4. Зооценоз
5. Фитоценоз
6. Процессы, характеризующие биогеоценоз стр 77
Подведение итога:
-А теперь давайте сформулируем понятие биогеоценоз (Слайд № 26) формулировка)
- какова структура биогеоценоза? (Слайд № 27)
|
Мозговой штурм
Работа с учебником и дополнительными источниками
ИКТ
Проектная деятельность
15 мин
Защита проектов
Анализ, формулировка выводов, фронтальная беседа
|
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков
Все живые организмы, как вы знаете, делятся на 3 функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. (Вспоминаем определения вместе). Слайд 28,29
Задание №2
Из перечня живых организмов вберите: стол 1- консументов, стол 2-редуцентов стол 3 – продуцентов ( проверка Слайд № 30)
Дождевой червь, заяц, ламинария, инфузория туфелька, мукор, жук навозник, герань, подосиновик, сфагнум
Итак, какие взаимоотношения бывают между организмами в биогеоценозе? ( Ответ: пищевые)
Пищевые связи бывают 2 видов: ( слайд 32)
-пастбищные(или цепи выедания)-начинаются с растительных организмов
- детридные(цепи разложения) – начинаются с мертвых организмов
Посмотрите на слайды( № 33) попробуйте определить где какой вид цепи.
А теперь давайте дадим определение (см. учебник стр. 81)
Задание 3.
Постойте из перечисленных организмов цепь питания, определите лишний, укажите консументов 2-го порядка:
Карточка №1: воробей, блоха, кошка, пшеница, волк
Карточка №2 : дождевой червь, кошка, лиса, перегной, синица
Карточка №3: береза, белка, заяц, блоха, волк
Слайд № 31
Сложные пищевые связи между видами создают единую сеть питания, которая соединяет все население биогеоценоза.
В пищевой цепи различают уровни, их называют трофическими, они соответственно бывают 1-го уровня, 2-го уровня …
Передача живого вещества с одного уровня на другой сопровождается потерями вещества и энергии. Эта закономерность получила правило экологической пирамиды .(Слайд № 34)
Задание 4.
Определит массу:
№1 капусты, трав, необходимую чтобы вырос волк массой 80 кг
№2 планктона, чтобы вырос белый медведь массой 700кг
№ 3 зерна, чтобы вырос сокол массой 3 кг
Проверка Слайд № 35
Задание 5.
На Гавайских островах в 1979 г. Было представлено 22 вида млекопитающих, около 160 видов птиц, 1300 видов насекомых и свыше 2000 видов цветковых растений. Однако теперь 70% видов местной флоры островов находится на грани исчезновения, вымерло 22 вида птиц и множество видов других организмов.
Что стало причиной столь печальных событий? Слайд № 37
|
Самостоятельная работа в группах
Словесно-наглядный
Проблемный метод
Работа с учебником
Проблемный метод
|
- Подведение итогов урока, выставление оценок
|
|
- Итак, мы с вами познакомились с новым уровнем организации жизни. Он называется …
- Любой биогеоценоз состоит из 4 компонентов …
-Учение и биогеоценозе было создано нашим соотечественником ….
- Основу всех отношений в биогеоценозе составляют …
- Все живые организмы подразделяются на 3 функциональные группы…
- Потери вещества и энергии характеризуются правилом …
Таким образом, можно сделать ВЫВОД, что особенностью биогеоценотического уровня жизни является..о (см. учебник стр. 77 Слайд № 38 )
Значение биогеоценотического уровня жизни - использование многообразия возможностей сред жизни в создании благоприятных условий развития и процветания организмов. (слайд 39)
Выставление оценок(комментарии)
|
Фронтальная беседа
|
|