Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Литературная гостиная
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой Цель: - знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой Задачи: - дать представление об основных темах и мотивах цветаевской лирики; - способствовать развитию устной речи учащихся; - воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, доброту) Вид урока: внеклассное мероприятие Оборудование: портрет М. Цветаевой, книги с её произведениями, свечи. № п/п Этапы 1 Организационный этап 2 Изложение нового материала
2.1 Ведущий 1. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству поэтессы - Марине Цветаевой. Звучит реквием Ведущий 1. Лучшие - не доживают, это давно известно. Что же, Господь так нетерпелив? Или здешнее наше обиталище – не самое подходящее место для гениальных умов и светлых душ? И намаявшись в убогости земного пространства, они излечиваются от жизни – исчезнув? 1-й чтец: «Знаю: уйду на заре…» Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух - не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь! С полным передником роз!- Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари - и ответной улыбки прорез... - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Ведущий 2 .Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – не богата (если не сказать - бедна) и, в общем-то не слишком удачлива. Фазиль Искандер, российский прозаик, писал «Из великих наших поэтов только Маяковский, Есенин и Цветаева писали о самоубийстве, и все трое покончили с собой. Не знаю, пророчество ли это или страшная реальность их жизни: кто часто зависал над пропастью, один раз мог и сорваться». М. Цветаева писала: «И к имени моему «Марина» - прибавьте: мученица». Ведущий 1. Каждая осень напоминает нам о рождении Марины Ивановны Цветаевой жаркими, горьковатыми даже на взгляд гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки: 2-й чтец: «Красною кистью рябина зажглась…».
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (1916)
Ведущий 2. Итак, осень 1892 года. В семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Имя И.В.Цветаева, европейски известного искусствоведа и филолога, сейчас можно прочитать на мемориальной доске, установленной на фасаде здания Музея изобразительных искусств им. Пушкина, - он основатель и создатель этого музея. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, одаренная пианистка, ученица Рубинштейна, человек, глубоко и тонко чувствовавший искусство, натура артистичная и чуткая, умерла рано, но влияние её на дочь, несомненно. Детство, юность, молодость Цветаевой прошли в Москве и в тихой, провинциальной Тарусе, отчасти – за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция), так как мать болела чахоткой. Однако именно Москва осталась на всю жизнь любимым и желанным городом. 3-й чтец: Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи, За голенищем — нож. Издалека-далече — Ты все же позовешь.
На каторжные клейма, На всякую болесть — Младенец Пантелеймон У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей, Куда народ валит, — Там Иверское сердце, Червонное горит.
И льется аллилуйя На смуглые поля. — Я в грудь тебя целую, Московская земля!
Ведущий 1. Еще будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом». Это было в 1910 году. Стихи никому неизвестной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики таких мастеров - символистов и требовательных знатоков стиха, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, который восторженно писал: Кто вам дал такую яркость красок? Кто вам дал такую точность слов? Смелость все сказать – от детских ласок До весенних, полулунных снов? До революции Марина Цветаева выпустила еще две книги, сумев не только сохранить свой голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений предреволюционной поры, но и развить талант, создав оригинальные, точные по форме и мысли произведения, одно из которых можно назвать провидческим. 4-й чтец: «Моим стихам, написанным так рано…». Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. (Коктебель, 1913)
Ведущий 2. Жизнь Цветаевой сложилась очень непросто. Октябрьскую революцию она не приняла, и в 1922 году судьба забросила её за рубеж. Она уехала к мужу – Сергею Эфрону, оказавшемуся в эмиграции в Праге. Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, - это значит ничего не сказать: она его боготворила, и все три года отсутствия известий о нем были для неё пыткой, страшнее которой она не могла себе вообразить.
В красной Москве она, жена белого офицера Эфрона, все эти долгие три года чувствовала себя отщепенкой. Лирика Марины Цветаевой лет революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью её страстной, почти отчаявшейся надеждой. «Я вся закутана в печаль. – писала она. – Я живу печалью». Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу — грудь и висок. Божье да белое твое дело: Белое тело твое — в песок. Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым видением тает, тает... Старого мира — последний сон: Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.
Ведущий 1. И огромная радость, когда пришло известие, что Сергей Эфрон Сначала Цветаева жила в Берлине, потом три года в Праге, в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В самих столицах жить было не по средствам. Приходилось селиться в пригородах. Елена Тараховская, поэтесса, вспоминала: «Я спросила: «Марина, неужели вы в Париже не скучали по России?» Она ответила: «Моя Родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под окном»». Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Её охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина резко изменилась. Независимость поэтессы, её смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление её творчества раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Усилилась и материальная нужда.
Тоска по Родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и незнающий, что – мой, Как госпиталь или казарма. Мне всё равно, каких среди Лиц –ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной – непременно- В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться – мне едино.
Ведущий 2. Из письма 1933 года: «Нищеты, в которой я живу, вы себе и представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын Георгий восьми лет) живем, то есть просо медленно подыхаем с голоду». К материальным лишениям добавлялась постоянная тоска по Родине. 8-й чтец: «Расстояние: версты, мили…». Рас-стояние: версты, мили… Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий… Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров. Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!
Ведущий 1. Немыслимо трудно работать поэту, когда он остается в таком безвоздушном пространстве, какова эмиграция, - без родной почвы под ногами, без родного неба над головой. «Моя неудача в эмиграции, - писала в этот период Марина Цветаева, - в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху, - там, оттуда, туда…Здесь преуспеет только погашенное и, - странно бы ждать иного!» И все же именно чешский период поэтесса называла самым счастливым в своей жизни – здесь ей прекрасно работалось. Она была счастлива еще и потому, что очень любила Прагу, которой посвятила немало поэтических строк. Ведущий 2. Последнее, что она написала в эмиграции, - цикл гневных, антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую поэтесса нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви», поэзия обжигающего гражданского накала и трагического отчаяния. Цветаева теряла уже последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи её – как крик истерзанной души. 9-й чтец: «Есть на карте место…». «Стихи к Чехии» Есть на карте — место: Взглянешь — кровь в лицо! Бьётся в му́ке крестной Каждое сельцо.
Поделил — секирой Пограничный шест. Есть на теле мира Язва: всё проест!
От крыльца — до статных Гор — до орльих гнёзд — В тысячи квадратных Невозвратных вёрст —
Язва. Лёг на отдых — Чех: живым зарыт. Есть в груди народов Рана: наш убит!
Только край тот назван Братский — дождь из глаз! Жир, аферу празднуй! Славно удалась.
Жир, Иуду — чествуй! Мы ж — в ком сердце — есть: Есть на карте место Пусто: наша честь.
Ведущий 1. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто физическое существование. И того – в обрез. Она чувствовала себя ненужной, чужой всюду – несмотря на то, что у неё были знакомые и даже друзья. И сам характер её менялся, все сильнее одолевали заботы, не оставалось времени «на чувства», как она говорила; сердце остывало, душа уставала. Сергей Эфрон все больше тянулся к Советскому Союзу; приблизительно в начале 30-х гг. он сделался одним из активных деятелей организованного «Союза возвращения на Родину». Ради возвращения в СССР Эфрон стал агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Цветаева же упорно оставалась вне всякой политики. И все-таки в 1939 году поэтесса восстанавливает свое советское гражданство и возвращается с 14-летним сыном на Родину вслед за дочерью и мужем., которые вернулись еще в 1937 году. Тяжело дались Цветаевой эти 17 лет, проведенные на чужбине. Ведущий 2. Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной были арестованы. Цветаева так4 и не дождалась вестей о муже… Сергей Яковлевич Эфрон был расстрелян в 1941 году, Ариадна после 15 лет репрессий в 1955 году была реабилитирована. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы, её стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. Ведущий 1. Перед самым возвращением на Родину поэтессе снится страшный сон. Сон об умирании; она поняла это и так сказала в своих записях: дорога на тот свет. «Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно – и безнадежно! – за него держусь, зная, что очередной круг будет – Вселенная, та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море, внутри себя. Было одно утешение: что не остановить , не изменить; роковое…». К 1941 году огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни. Ведущий 2. Грянула война. 8 августа Марина уезжала из Москвы пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Там, в Елабуге, 31 августа 1941 года её не стало, там она решила, что сну пора сбываться. Смерть пришла не «в тяжкой мантии торжественных обрядов». Она оказалась проще и прозаичнее. Грубее. Безжалостнее.
10-й чтец: «Вскрыла жилы: неостановимо…» Вскрыла жилы: не остановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет -мелкой, Миска -плоской. Через край- и мимо- В землю чёрную ,питать тростник. Невозвратно, неостановимо,
Ведущий 1. Борис Пастернак вспоминал: «Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина… я не хочу верить этому. Если это правда, то какой же это ужас! Ах, какая вина на мне, если это так!.. Это никогда не простится мне». 11-й чтец: И родились строки: Что сделать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчаньи твоего ухода Упрек невысказанный есть. Всегда загадочны утраты. В бесплотных розысках в ответ Я мучаюсь без результата: У смерти очертаний нет. Тут все – полуслова и тени, Обмолвки и самообман. И только верой в воскресенье Какой-то указатель дан. Марина Цветаева погибла, когда реальная жизнь, решительно оттеснив жизнь Духа, одержала победу. Когда не выдержала её израненная, живая душа… Исполняется песня « Уж сколько их…»
|
Категория: Декада по русскому языку и литературе | Добавил: tan (27.10.2012)
|
Просмотров: 1133 |
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|